ru

ДАУ. НАТАША

ИНСТИТУТ, СИНЕКДОХА

«Дау.Наташа»  — первый фильм режиссера Ильи Хржановского в проекте «Дау». Снявший 700 часов пленки и превративший их в 2019 году в арт-инсталляцию в Париже, режиссер смонтировал и в этом году отправил на Берлинский кинофестиваль 2,5-часовой фильм, необходимый, по его собственным словам, для поддержания интереса и дискуссии вокруг проекта.

Наташа — буфетчица в «Институте» — закрытом и удаленном от остального мира Академгородке, в котором проводятся секретные исследования. Она много пьет и ругается со своей помощницей Олей, считает, что много знает о любви и слегка подворовывает из буфета. За ней мы и будем следить весь фильм, забираясь в ее жизнь слишком подробно.

В качестве наших глаз выступает камера Юргена Юргеса (оператор «Страх съедает душу» Фассбиндера и «Я Кристина» Ули Эделя). Уверенная операторская работа и приятная зернистая пленка позволяют почувствовать героев и мир вокруг них — «Институт». Камера ласкает персонажей, буквально скопированных из советских фильмов — Блинова, так сильно похожего на Шарикова из «Собачьего сердца» Бортко и Наташу, разговаривающую голосом женщины из комедий того времени.

И во многом это и есть комедия — то Наташа переругивается с Олей, используя все богатство русского языка, то Оля пытается что-то объяснить иностранному ученому на ломаном английском. В какой-то момент герои просто сдаются и, что вполне закономерно, начинают походить скорее на древнее племя, чем на жителей Академгородка. Зритель должен смеяться, и зритель смеется первые полтора часа фильма. Закончись фильм здесь — получился бы вполне легкий, полный любви к русскому культурному слою, фильм.

Но это Берлинале, а значит, остановиться здесь нельзя. Последний час фильма — это холодная вода, которой Илья Хржановский бьет зрителя по щекам. Наташа (и мы вместе с ней) существует не в абстрактном пространстве, а на территории «Института». Здесь свои правила, и она должна по ним играть. Так и режиссер играет по правилам Берлинале. Это оставляет неоднозначное впечатление: чувствуется, что без фестивального форматирования фильм бы вышел другим. Менее жестоким к зрителю и более открытым для интерпретаций, как и сам проект «Дау».

«Наташу» можно и полюбить, и возненавидеть, но, самое главное, можно и хочется обсуждать. Как ступень на лестнице института, «Наташа» открывает дорогу следующим фильмам из проекта «Дау», которые теперь придется с нетерпением ждать.
RU
Made on
Tilda